О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Франчайзинг

Временная передача правообладателя товарного знака, коммерческого обозначения, технологии производства и др. в пользование своим партнерам
Стенд бренда Elis на выставке франшиз BUYBRAND Expo
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Франчайзинг (от фр. «franchir», «освобождать», и англ. «franchise», «право на совершение чего-то», «привилегия») — коммерческая концессия, согласно которой правообладатель (франчайзер) передает партнеру (франчайзи) за плату (роялти) франшизу — право вести предпринимательскую деятельность на основе разрfботанной бизнес-модели, использовать товарные знаки, бренды и др. в течение ограниченного срока.

Во франчайзинговом соглашении оговариваются условия франшизы, например, использование франчайзи определенного оборудования в соответствии с правилами франчайзера — от цвета и размеров полок до определенной униформы сотрудников. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж) либо ее отсутствие.

Зачинателем франчайзинга считается основанная в 1851 году американская компания I. M. Singer & Co (будущая Singer Corporation), которая в середине XIX века стала заключать договоры с дистрибьюторами, предоставляя им право на продажу и ремонт швейных машин на определенной территории.

В 1920-х в США стал развиваться товарный франчайзинг: крупные оптовые компании предоставляли небольшим розничным продавцам возможность использовать торговую марку и при этом сохранять свою независимость.

На российском fashion-рынке франчайзинг получил широкое распространение в 1990-х. В 1997 году была создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). В 2003-м компания EMTG при поддержке РАФ провела в Москве первую выставку франшиз BUYBRAND Expo.

Расцвет франчайзинга в России пришелся на 2004–2006 годы и был напрямую связан с бурным строительством торговых центров.

Одним из пионеров российского франчайзинга в индустрии моды стала ГК «Спортмастер», которая с 1997 года развивала линейку франшиз зарубежных спортивных и одежных брендов Kettler, Columbia, O’Neil, а также собственные мультифраншизы Footerra и «Спортландия». В нулевых партнерские магазины активно развивали российские сети Sela, «ТВОЕ», BAON, белорусская Milavitsa, итальянские Oviesse, Terranova, немецкие Tom Tailor, s. Oliver и многие др.

Финансовый кризис 2008 года привел к резкому сокращению рынка — многие иностранные компании прекратили франчайзинговую деятельность, у российских игроков из-за повышения курса доллара выросла себестоимость производства, а розничная маржа снизилась. По данным Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ), в январе 2009 года оборот франчайзинговых магазинов сократился на 40% в Москве и на 45% в регионах.

На долю партнерских магазинов «ТВОЕ» в 2010-м пришлось всего 35% от общего объема продаж компании; в 2016-м сеть полностью свернула франчайзинг. «Глория Джинс», Incity в 2009 году тоже закрыли франшизу, сосредоточившись на развитии собственных торговых точек.

К началу 2010-х локальный рынок fashion-франчайзинга начал постепенно восстанавливаться. В 2013-м, по данным Franshiza.ru, более 50% франшиз в России приходилось на сетевые концепции в сфере торговли, прежде всего магазинов женской одежды, детской одежды и нижнего белья. На рынок, с одной стороны, снова вернулись иностранные франчайзеры — в 2012 году в России открылись партнерские магазины Debenhams, OVS, Juicy Couture, Scotch & Soda, Michael Kors, Versace Collection. С другой — российские франчайзеры выходили на внешние рынки. Так, в 2012-м «Центробувь» открыла по франшизе магазины Centro в Польше и была представлена в странах Прибалтики.

Большинство игроков переформатировали свои концепции, сделав их более доступными для франчайзи. Так, испанский бренд Mango предлагал возможность открытия франчайзинговых магазинов в городах с населением от 100 тыс. человек, снизив требования к минимальному размеру помещения.

Российская марка Kira Plastinina развивала в регионах два формата франшизы — «лайт» с небольшой площадью магазина и ассортиментом недорогих товарных позиций и «дисконт» с коллекциями одежды прошлых сезонов. Melon Fashion Group в 2012-м ввела уменьшенный формат магазина молодежной одежды befree, в котором была представлена только линия базовой одежды. Российские марки Black Star, Jerry Joy предлагали франшизы мини-форматов («островов») в торговых центрах.

Российские франчайзеры расширяли линейки продуктов (отдельные франшизы магазинов детской одежды от Sela и oodji) и предлагали узкоспециализированные франчайзинговые концепции (магазины джинсовых аксессуаров «Джинсовая Фантазия», аксессуаров и украшений для волос от Evita Peroni, Alexandre de Paris, сумок и аксессуаров из фетра от Feltimo).

Держатели мастер-франшиз консолидировали в своих портфолио марки из одного ценового сегмента, которые дополняли друг друга: The Denim Star Project предлагала франшизы итальянских брендов женской одежды Miss Sixty, Stefanel, Farnarina, джинсовых Replay и Energie, SOHO — эксклюзивную обувь от Tommy Hilfiger, GANT, Pierre Carden, Marc O’Polo и др.

По данным РАФ, в 2010–2015 годах российский рынок франчайзинга (по всем направлениям) вырос в 2,5 раза — с 18,5 тыс. точек до более 40 тыс. Однако ослабление рубля в 2014–2015 годов, вызванное снижением цен на нефть и антироссийскими экономическими санкциями в связи с событиями в Крыму, снова негативно сказалось на рынке франчайзинга.

Одни иностранные игроки закрывали франчайнговые магазины в России: польская Maratex Fashion Retail Company свернула сети New Look, Esprit, OVS, River Island, «Монэкс трейдинг» закрыла точки продаж американского бренда одежды American Eagle Outfitters. Другие переводили партнерские магазины под собственное управление: в их числе итальянский аксессуарный бренд Piquadro, немецкий производитель одежды Hugo Boss AG, а германская Tom Tailor Group предложила переоборудовать франчайзинговые магазины закрывшихся в России брендов, чтобы увеличить собственную дистрибьюторскую сеть.

Российские игроки также наблюдали стагнацию франчайзинга. В 2015-м, впервые после 2011-го, остановился рост сети партнерских магазинов Zarina, Love Republic и befree. «Центробувь» объявила о приостановлении франчайзинговой программы бренда Centro. Российская SOHO Fashion перевела в прямое управление партнерские точки Clarks и SOHO. Согласно информации РАФ, прирост локального рынка франшиз снизился с +25% в 2014-м до +15% в 2015-м.

По данным «РБК — исследования», к марту 2018 года по франшизе в России работали лишь около 18,5% сете¬вых магазинов одежды и только 28% се¬тей рассматривали франчайзинг как инстру¬мент развития.

Согласно Franshiza.ru, в начале 2022 года в России действовали 3095 франшиз (+11,3% в годовом выражении). После начала вооруженного конфликта в Украине, введения экономических санкций и ухода иностранных брендов российские компании снова начали активно осваивать отечественный рынок франчайзинга. По данным РБК, в июне и в июле 2022 года прирост новых франшиз составил +15 — +17%.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний