О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Prêt-à-porter (прет-а-порте)

Коллекции одежды, предлагаемые ведущими модными домами для массового производства
CHANEL, пре-коллекция прет-а-порте осень-зима 2023/24
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Понятие prêt-à-porter (фр. «готовый к носке») вошло в обиход в 1950-х; английский вариант «ready-to-wear» — в XIX веке.

Производство готовой, или «конфекционной», одежды во Франции получило распространение в период Великой французской революции, а в США массово выпускалась военная форма во время англо-американской войны 1812-15 годов. В 1820-х-30-х в европейских странах возникли фабрики, выпускающую конфекционную мужскую одежду. Производству готового платья способствовало появление бумажных выкроек и швейных машинок, которые с 1850-х стали активно использоваться в пошивочных ателье. Во время Первой мировой войны швейные предприятия стремились удовлетворить потребность в массовой практичной и недорогой одежде. Вторая мировая привела к кризису индустрии haute couture, ориентированной на богатую клиентуру, и необходимости обратиться к более широкой аудитории.

В 1948 году дизайнер Кристиан Диор (Christian Dior) представил в США свою первую коллекцию prêt-à-porter. Тогда же Альберт Лемперер (Albert Lempereur), президент Федерации производителей женской одежды (Fédération de l’industrie des vêtements féminins) организовал поездку французских журналистов и промышленников в Штаты, в результате которой американские методы производства готовой одежды были импортированы во Францию. В 1950 году Carven, Jean Dessès, Jacques Fath, Paquin и Robert Piguet в рамках Ассоциации кутюрье (Couturiers Associés) разработали 35 моделей, которые были произведены в четырех размерах.

Понятие «prêt-à-porter», с одной стороны, противостояло термину «конфекция», который ассоциировался с массовой одеждой невысокого качества, но с другой — вызывало раздражение у приверженцев высокой моды.

Габриэль Шанель (Gabrielle Chanel) в 1955 году разрешила тиражировать продукцию ее дизайна по всему миру, а в 1958-м, после конфликта с Палатой высокой моды написала заявление об отказе от членства в ней. Пьер Карден (Pierre Cardin), выпустивший в 1957 году модели прет-а-порте, был исключен из Синдиката высокой моды.

В 1960-х годах большинство модных домов стали создавать коллекции prêt-à-porter. В 1966-м Ив Сен-Лоран (Yves Saint Laurent) выпустил линию готовой одежды Saint Laurent Rive Gauche (фр. «Левый берег»), название которой отсылало к левобережной, менее престижной, части Парижа, где собиралась богемная молодежь.

В конце 1960-х — начале 1970-ч Дидье Грюмбах (Didier Grumbach), руководитель компании, выпускающей продукцию для Saint Laurent Rive Gauche, Givenchy, Valentino, Chanel, организовал альянс промышленных компаний и дизайнеров одежды «Создатели и производители» (Créateurs & Industriels). Грюмбах считал, что молодые дизайнеры должны пользоваться теми же привилегиями, что и маститые кутюрье, ставить свои имена на моделях и собственных линиях одежды. Целью альянса было новое позиционирование готовой одежды, созданной на дизайнерском уровне.

В 1973 году в Париже состоялась первая неделя prêt-à-porter. В 1977 году Пьер Карден представил линию одежды Demi Couture, в которой совместил высокую и массовую моду. Эта идея стала превалирующей в развитии современной модной индустрии. Продукция prêt-à-porter служит своеобразной прослойкой между модой haute couture и масс-маркетом, демонстрирует высокое качество пошива, актуальные формы кроя и пропорций одежды, тенденции цвета и стиля. Такая одежда имеет достаточно высокую стоимость, при этом ориентирована на повседневное использование.

Направление готовой одежды подразделяется на prêt-à-porter des lux и prêt-à-porter premium.

Prêt-à-porter des lux — более эксклюзивные вещи, которые выпускаются небольшим тиражом в несколько десятков единиц. Как правило, над их дизайном лично работает креативный директор бренда, а в процессе производства используются достаточно дорогие материалы и сложные элементы декора. Лидерами в данной категории являются такие бренды, как Dolce&Gabbana, Chanel, Louis Vuitton, Balenciaga, Prada, Gucci, Versace, Christian Dior, Valentino, Fendi, Hermès, Oscar de la Renta и другие люксовые дома.

Для prêt-à-porter premium характерно использование более демократичных по стоимости материалов и чуть более классических моделей, но качество по-прежнему остается высоким. Количество экземпляров достигает 100–200. В данной нише представлены Calvin Klein, Michael Kors, Missoni, Max Mara, Stella McCartney, Comme des Garçons и др.

Крупные дизайнеры создают отдельные линии prêt-à-porter для продажи, не имеющие лимита, в средней и низкой ценовой категории, например Marc by Marc Jacobs или See by Chloe.

Бренды представляют коллекции prêt-à-porter на неделях моды, которые проходят в Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Париже и других fashion-столицах. Количество представленных моделей, включая дневную, верхнюю, вечернюю одежду, варьируется от 40 до 100.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний