Переломный момент
1300 брендов из 30 стран, 21 300 посетителей из 50 государств — таковы итоги 33-й выставки CPM — Collection Premiere Moscow, состоявшейся 3—6 сентября в столичном ЦВК «Экспоцентр». И организаторы, и многие экспоненты назвали этот выпуск «знаковым».
Бег на месте
Тема Russian Fashion Retail Forum, традиционно проходящего во время CPM, звучала в этот раз так: «Актуальные вызовы эпохи цифровой трансформации в российском
По данным, которые привела во время форума Ануш Гаспарян, соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group, в
«За 20 лет мы в России мы прошли тот путь, который Европа и Америка проходили лет за 150, — напомнила Ануш Гаспарян. — Сегодня российский рынок очень развит, как с точки зрения присутствия международных и локальных, так и с точки зрения ведения бизнеса. С 2001 года он развивался семимильными шагами, от +9% до +36% в год. Сейчас такого мощного прироста нет, потому что рынок уже насытился. После кризиса 2014 года продажи очень сильно упали. Теперь рынок стагнирует. По сути, мы топчемся на месте».
Как сообщил председатель Европейского Совета по экспорту одежды и текстиля (EFTEC) Райнхард Дёпфер, экспорт одежды из стран Евросоюза в Россию, по итогам 2018 года, увеличился лишь на 1%, до 2 387 млн евро. Тенденцию замедленного роста не преодолели и основные поставщики — Италия (+1%, 890 млн евро) и Германия (+1,2, 490 млн евро). «Это показатели почти на уровне 2010 —
Лишь четырем европейским
По прогнозам EFTEC, в
Онлайн-разговор
Постоянный участник CPM, немецкий производитель одежды, специалист в сегменте брюк Brax, недавно запустил русскую версию своего сайта, чтобы говорить с клиентами на одном языке. «Таким образом мы ближе познакомим российских потребителей с ценностями Brax и научимся правильно воспринимать запросы клиентов, — прокомментировал руководитель направления международных продаж компании Штефан Ланге. — Мы продаем не просто брюки или одежду — мы продаем определенный образ. Поэтому привлекаем селебрити к работе с брендом, это помогает нам рассказывать о себе и нашей продукции. Приглашение известных спортсменов Бастиана и Аны Швайнштайгеров в качестве амбассадоров Brax вызвало большой резонанс, а вечеринка по поводу премьеры
По данным FCG,
Однако далеко не все ритейлеры готовы менять сложившуюся за десятилетия схему работы. «Меня весьма удивило, если не сказать обескуражило, что закупщики европейских брендов работают по старинке, как много лет назад. Они часто заказывают коллекции тех итальянских брендов, у которых даже сайта своего нет, — поделилась наблюдением Яна Недзвецкая, дизайнер, создатель брендов LO и JN, принявших участие в CPM. — Наши партнеры давно привыкли заказывать все наши коллекции через интернет — у нас сайт с розничными и оптовыми ценами, достаточно зарегистрироваться, чтобы получить всю необходимую информацию. Очень удобно закупать коллекцию, не приезжая в офис. Это огромная экономия средств на билеты и гостиницу. А те, кто покупал и продолжает покупать в Европе, действуют по старинке — просят лукбук, в котором нельзя показать даже видеокартинку модели. Я не представляю, как можно без видео делать заказ в наше время!»
Российский ландшафт
В
В течение нескольких сезонов на CPM наблюдается тренд растущего интереса к российским поставщикам со стороны ритейлеров, работающих с европейскими марками. «В этом году у нас на стенде появилось гораздо больше владельцев бутиков, которые раньше закупали итальянские бренды, — сообщила Яна Недзвецкая. — Теперь эти марки стали не по карману большей части клиентов. И собственники бутиков задумались о снижении закупочных цен на сезонные коллекции для своих магазинов». «Они добавляют в брендовый портфель российские марки, но не в ущерб европейским, — уточнила Ольга Лозинская, гендиректор Radical Chic. — Действительно, подорожала логистика, выросли ввозные пошлины и НДС — однако не все локальные дизайнеры могут выдерживать производственные сроки и объемы. Я пока еще не сталкивалась с тем, чтобы
Тем не менее число локальных участников выставки с каждым годом растет, и организаторы поддерживают эту тенденцию. «В осеннем сезоне мы наблюдаем положительную динамику участия производителей из России в сегментах модной одежды и аксессуаров, а также прирост посещения выставки со стороны специалистов по отношению к осеннему сезону 2018 года, — сообщил Николай Ярцев, российский директор проекта CPM. — Впервые на CPM представлено более 10 регионов России в концепции коллективных стендов, и это — не считая такие спецпроекты как My Country и
Среди участников
Московский экспортный центр (МЭЦ) второй раз подряд организовал коллективную экспозицию «Сделано Москве», представившую 24 московских марки, в том числе Akhmadullina Dreams, Laroom, Cephea, Maslov, Vassa&Co., Victoria Andreyanova, Radical Chic, Anna Slavutina, LO и JN. В день открытия выставки CPM с участниками стенда встретились руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин и гендиректор МЭЦ Кирилл Ильичев, который сообщил на своей странице в Facebook: «„Мы наигрались в моду, наигрались в пафос и хотим делать бизнес, зарабатывать деньги, а главное — видеть одежду своих брендов на обычных людях!“ — под таким лейтмотивом прошла беседа с
Участники коллективной экспозиции также отметили перспективность этого проекта. «Организация была очень четкая и профессиональная. Надеюсь, что эта поддержка будет носить системный характер, — рассказала Ольга Лозинская. — После выставки у нас появилось много новых контактов, с которыми мы работаем. Есть несколько заказов, правда, небольших, поскольку специфика такова, что российский региональный клиент хочет работать „на комиссию“, мы же в основном работаем „на выкуп“. К марке проявили большой интерес региональные байеры, магазины женской одежды, где аксессуар является дополнением образа».
«На мой взгляд, участие было успешным, учитывая постоянную толпу на нашем стенде, — поделилась Яна Недзвецкая. — Правда, в прошлом году наш стенд посетило втрое больше байеров. Если тогда мы заполнили 180 оферов, и получили 180 клиентов, то в этом году оферов было всего 70 — но именно заказов на самой выставке было втрое больше. Да и мы сами отработали намного эффективнее, с учетом прошлогоднего опыта. Сделали рассылку по всем нашим партнерам, и к нам пришли даже те, кто не работал с нами много лет. Плюс — мы не стояли и не ждали, когда к нам придут байеры, мы ходили по всей выставке, знакомились с посетителями и приглашали их на наш стенд. И конечно, тот факт, что собственник и генеральный директор компании был на стенде, в разы увеличил закупки нашей коллекции… Мы уже второй год принимаем участие в коллективном стенде МЭЦ, за что огромное спасибо Московскому правительству».
Как сообщил МЭЦ, стенд «Сделано в Москве» посетили представители многих регионов России, а также байеры из Италии, Республики Маврикий, Индонезии, Казахстана и Киргизии. «В прошлом году продукция
Борьба за покупателя
Согласно данным, озвученным FCG на Russian Fashion Retail Forum, в период с
«Продолжается снижение стандартов жизни, все переходят на режим экономии, — прокомментировала Ануш Гаспарян. — Это означает, что предложение на рынке есть, но у людей нет денег, чтобы закупать, как раньше. Соответственно, мы должны продвигать свой товар в жесткой конкурентной борьбе за этот небольшой кошелек».
Стремясь привлечь и удержать клиента, некоторые российские
Свой путь к клиенту ищут и зарубежные компании. Немецкий бренд Brax провел исследование модного ритейла в московских торговых центрах. «Клиенты постоянно ищут
Каждый сезон Brax предлагает новые решения в дизайне коллекций. «Безусловно, классические силуэты
Стремясь повысить клиентскую лояльность, Brax ведет и активную деятельность в сфере событийного маркетинга, в частности, нынешней осенью компания планирует провести вещевую лотерею. «Это очень интересная история. Выигрыш — в особой, специально созданной для него коробочке — будет доставляться клиенту на дом — где бы он ни находился, в Италии или в России, — рассказал Штефан Ланге. — Это история о путешествии в мир Brax у себя дома, и это очень красиво. Клиенты покупают высококачественный продукт Brax, это прекрасно, и они получают возможность выиграть
Грузинский бренд дизайнерской одежды U.G.L.
В формате сообщества
Зона CPM Body & Beach переживает этап второго рождения после того, как
Для экспонентов и посетителей, помимо обширной программы лекций и
Юлия Сердюк высоко оценила также качественное обновление состава экспонентов и предлагаемого ассортимента: «Некоторые партнеры добавили новые марки в свой портфель, и мы с удовольствием приняли их выбор. Меня заинтересовали
На полигоне
«Сегодня имеет место быть централизация
Предстоящая маркировка товаров легкой промышленности стала самой горячей темой деловой программы Russian Fashion Retail Forum. Но невзирая на опасения многих производителей и ритейлеров, что из благого дела маркирование продукции превратится в процесс, который удорожает стоимость товара, активность закупок не снизилась.
Кристиан Каш, международный директор проекта CPM, заверил: «Несмотря на некоторую неопределенность в отношении реализации нового закона о маркировке продукции, который будет реализован к концу этого года, павильоны, равно как и стенды выставки, были заполнены посетителями».
Тем более что у игроков рынка хватает других забот, с которыми они справляются самостоятельно. «Не секрет, что рост цен, связанный с повышением НДС или валютным курсом, переводится на потребителя. По сути, мы наблюдаем автоматическое сокращение платежеспособного спроса и, как следствие — удар по бизнесу, — поделилась Юлия Сердюк. — Причем, по трем сторонам: и по потребителю, и по производителю, и по ритейлеру. Со своей стороны мы постарались оставить тот же объем заказов, но ассортиментную матрицу и набор брендов немного обновили, чтобы суметь предложить аналогичные по качеству бренды с привычным для потребителя ценником. Конечно, некоторые „якоря“ убрать невозможно. Но в любом случае, у нашего покупателя выбор есть».
Завершая свое выступление на Russian Fashion Retail Forum, Ануш Гаспарян обратила особое внимание ритейлеров и производителей на необходимость выстраивания внятной связи с клиентом: «Если говорить о парадигме сегодняшнего маркетинга, то нужно думать даже не о продукте. Он у вас должен быть соразмерным рынку, „проходным“ во всех смыслах, начиная с ассортимента, который соответствует вкусовым предпочтениям целевой аудитории, заканчивая ценой. Надо четко понимать, как вести себя среди конкурентов, чем вы от них отличаетесь и в чем должны соответствовать им, что тоже очень важно. Но все
Стал ли