Вынужденная необходимость
Обувные ритейлеры расширяют ассортимент непрофильными категориями, но нужны ли их покупателям посуда или бытовая химия? Рассуждает Елена Дорман, основатель Dorman Consulting Group (Россия–США).
Остаться на плаву
За последний год
Рассмотрим последовательно факторы, вызвавшие этот сдвиг, и проанализируем, насколько подобные изменения оправданны в долгосрочной перспективе.
Начну с того, что в период пандемии обувные ритейлеры столкнулись с рядом проблем на фоне значительного снижения спроса, в том числе с необходимостью вносить платежи за аренду и в большинстве случаев с невозможностью взять арендные каникулы, выплачивать заработную плату персоналу или идти на сокращение штата и терять ценных сотрудников.
В результате в поисках альтернативных путей диверсификации рисков и поддержания жизнедеятельности бизнеса арендаторы и собственники помещений стали брать на реализацию продукты, актуальные для их целевой аудитории. Таким образом, обувные ритейлеры от
Ярким примером такого внедрения можно назвать ГК «Обувь России», которая переоборудовала свои торговые точки под новый формат бизнеса. Одновременно с трансформацией розничных магазинов Westfalika компания «Обувь России» запустила проект «Продаем» —
При этом нередки случаи, когда ритейлеры из других сфер вышли или планируют выход на рынок обуви. Упомяну концерн «Калашников», который собирается выпускать линейку одежды и обуви, и розничный магазин «Новые обои», который в период пандемии расширил ассортимент, включив в него одежду, парфюмерию, детские товары и обувь. Безусловно, подобные решения принимались с целью распределить риски и издержки, а в случае с обувными ритейлерами — компенсировать сезонные колебания спроса и — главное — остаться на плаву. Что касается вопросов с поставками, то текущее перепроизводство и значительные товарные остатки на складах компаний различных профилей и направлений позволяют без больших усилий найти поставщиков, готовых работать на условиях реализации.
Таким образом, привлекательной стороной подобного решения можно назвать то, что расширение ассортимента хотя и связано с дополнительными расходами на переоформление магазина, а также перенастройку систем учета и логистики, но при этом освобождает от необходимости вкладывать личные или заемные средства в закупку товара.
Продвигать с нуля
Поговорим о том, является ли подобная стратегия эффективной в долгосрочной перспективе и нужна ли покупателям обуви посуда и бытовая химия.
Дать однозначный ответ на эти вопросы, я считаю, нельзя. Такой формат уже давно успешно реализуется американскими
Очевидно, что, заходя в Familia, покупатель ожидает увидеть определенные товары. Потребителей не смутят стеллажи с обувью, соседствующие с кухонной утварью, товарами для ванных комнат и гаджетами разного назначения в магазинах TJ Maxx. В случае же, когда известный аудитории бренд кардинально меняет свою
Следовательно, компаниям, которые хотят и дальше развивать эту
Что касается актуальности данного формата для потребителей — здесь мы
Сделаю важную оговорку, что такой формат в принципе может быть рассмотрен только для обувных ритейлеров, работающих в средненизком и низком ценовых сегментах. Средний и высокий ценовые сегменты, предлагающие потребителю проживание более изысканного опыта в процессе совершения покупки, явно несовместимы с такой
Мы в Dorman Consulting Group обычно не рекомендуем нашим клиентам проведение таких кардинальных изменений в
В то же время, если компания изначально осознает объем изменений и адекватно оценивает свои ресурсы на старте, имеет прописанную стратегию развития, продуманную товарную матрицу, включающую товары высокого спроса, высокомаржинальную продукцию, осуществляет частую ротацию ассортимента, учитывая кратковременные колебания спроса на рынке, нацелена на проведение масштабных работ в сфере маркетинга и PR, в этом случае — да, она может рассчитывать на прорыв и успех, который будет означать переход в новую, более широкую нишу.