О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Ритейл

По новым каналам

Грузоперевозчики перестраивают маршруты
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Как адаптировалась логистика к новой ситуации на российском fashion-рынке, откуда идет основной поток товаров, насколько выросли цены и как все это повлияет на модную индустрию в нашей стране? Объясняют представители логистических компаний.

Наталья Жукова, руководитель клиентского отдела BMJ-logistics

Наталья Жукова, руководитель отдела маркетинга RedExpress.jpg

Наталья Жукова

В связи с последними событиями наблюдается рост интереса к поставкам товара из стран Востока и Азии. Взрывным при этом его назвать нельзя. Грузопоток из Турции увеличился на 12,8% во втором полугодии 2022-го по сравнению с первым.

Сохраняющиеся трудности в логистике тормозят развитие поставок по азиатскому направлению, прежде всего из Китая. До сих пор существуют нехватка подвижного состава и введение жестких ограничений в части регионов Китая вплоть до полного закрытия отдельных городов, таких как Урумчи. Рост тем не менее есть, в последнем квартале он составил около 6,5% (по сравнению со вторым кварталом).

Начиная с конца февраля около сотни зарубежных ритейлеров прекратили свою деятельность на территории России, 47% из них относятся к сегменту fashion.

Кажется, что в таком случае возможности для развития отечественных компаний открыты, но это не совсем так. В кризис люди начинают экономить. Как правило, они не отказываются от покупок, но переходят в более низкий ценовой сегмент.

Сегодня наиболее востребованы массовые бренды, предлагающие товары невысокой ценовой категории. А среди российских компаний их не так много.

Мы получаем все большее количество запросов на доставку стоковых товаров, коллекций прошлых годов, которые реализуются поставщиками по низким ценам. В нынешней ситуации считаем, что тренд импорта этой продукции будет сохраняться.

При этом стоит отметить, что удорожание производства, логистики, рост курса валют в феврале и марте приводили к увеличению цен на отдельные категории товаров до 50%. Сейчас даже на фоне снижения курса валют цены на логистику и сырье для производства продукции категории fashion продолжают расти. По нашим оценкам, среднее значение увеличения цен товаров сезона осень/зима составило 13%.

Александр Видинеев, заместитель генерального директора по ключевым клиентам STALOGISTIC

Видинеев.jpg

Александр Видинеев

Основной поток fashion-товаров идет из КНР, Индии, Бангладеш, Турции (путем параллельного импорта), Вьетнама, Пакистана, Узбекистана.

В связи с существенными ограничениями морских перевозок в прибалтийские порты наращиваются объемы поставок через традиционные маршруты из Индии, Пакистана, Бангладеш через Новороссийск и Владивосток. Помимо этого, выстраиваются новые для отрасли каналы доставок через Турцию+Азербайджан, Иран+Азербайджан, а также Афганистан+Узбекистан+Казахстан.

Многие компании обратили внимание на страны Средней Азии: Казахстан (предлагающий параллельный импорт), Киргизию, Таджикистан. Активно ведутся переговоры, размещаются пробные партии и осуществляются первые доставки из новых регионов.

Если говорить о ценах конечной продукции для покупателей сейчас, то по отношению к ценам 2021 года — середины 2022-го они не должны расти. Предпринимаемые импортерами меры направлены на снижение себестоимости в части закупки и транспортировки продукции. Рост цен — следствие понесенных fashion-импортерами убытков в прошлых периодах, в том числе 2020–2021-м, и локальной спекуляции.

За последние два года рынок постепенно наполнился новыми отечественными ритейлерами. Однако есть столкновение с неожиданно устойчивым потребительским поведением. Мы видим определенный дискомфорт покупателя, которому кажется, что без западного бренда, к которому он всегда приходил не думая, дальше жить невозможно. Но повторное изучение доступного ассортимента стабилизирует его.

Критической пустоты на рынке нет, предложений достаточно. Например, Melon Fashion Group (бренды Love Republic, BeFree, Zarina, Sela), уже являющийся одним из лидеров российской fashion-индустрии, активно наращивает свою долю и имеет все шансы стать главным игроком рынка РФ в ближайшие годы.

Если же говорить о будущем импортозамещения, то тут все не так просто. Учитывая текущие обстоятельства в РФ и постепенное снижение цен на международную транспортировку, а также производство в Средней Азии, пока выгоднее по-прежнему импортировать продукцию из-за границы или разрабатывать толлинговые схемы, арендовать или приобретать свои производства на территории стран азиатского региона.

Любые изменения международной обстановки могут спровоцировать трасформацию логистики. Многое будет зависеть от отношений России с основными странами-производителями и поставщиками продукции, со странами-транзитерами, а также от санкционного давления на владельцев транспортных средств в международном сообщении. Не стоит исключать ничего, стоит учитывать в том числе наиболее негативные сценарии.

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»

Мария Мартынова_2.jpg

Мария Мартынова

Компании из сферы fashion были вынуждены пересмотреть маршруты поставок товаров. Сейчас новые цепочки сформированы, однако стоимость и сроки доставки продукции существенно выросли.

В настоящее время большая часть товаров поступает к нам из стран Азии. Это объясняется тем, что именно там находятся производства привычных российскому рынку брендов. Нынешняя ситуация оказалась выгодна тем компаниям, которые продолжают работать в нашей стране — для них маршруты и тарифы на перевозку изменились незначительно.

Что касается стоимости fashion-товаров, то она существенно увеличилась. И если весной это было связано с нестабильностью курсов валют, то впоследствии прибавился рост расходов на логистику. Товары различных сегментов отреагировали на внешний шок по-разному. Например, цены на бренды массового сегмента увеличились примерно на 30%, на премиальные марки — более чем на 40%.

Из основных трендов можно отметить сложности продавцов при реализации традиционных смен коллекций к новым сезонам, в результате чего магазины торгуют остатками. Также наблюдается тенденция сокращения ритейлерами частоты обновления ассортимента, чтобы оптимизировать затраты и обеспечить гарантированные сроки поставки новых коллекций.

Многие аналитики рынка делали ставку на популяризацию российских брендов и появление новых. Однако судя по недостаточной загруженности торговых центров, пока эта ниша в России до конца не заполнена. Российские бренды продолжают активно развиваться. Однако аналоги ушедших гигантов есть не во всех сегментах, некоторых из них заменить будет довольно трудно, например, тех же adidas и Nike.

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions

Иван Головко(1).jpg

Иван Головко

В настоящее время мы наблюдаем переориентацию импортеров на поставки продукции сегмента fashion из дружественных России государств. Товаропоток из стран-лидеров в области текстильной промышленности, таких как Индия, Пакистан и Турция, увеличился в 2–3 раза. В то же время продолжаются поставки не подпадающих под санкционные ограничения товаров из Европы и Китая.

На российском рынке в настоящее время идет активная трансформация: на место крупных импортеров приходит большое число мелких компаний-дистрибьюторов. Не исключено, что скоро на рынке появятся новые имена индийского и турецкого происхождения. Поэтому вряд ли российский рынок опустеет из-за ухода некоторых брендов.

Кроме того, как только будет улучшена пропускная способность погранпереходов на юге России и на границе с Китаем, грузопоток по этим направлениям увеличится, а цены на товары снизятся. Через некоторое время ритейлеры перестроятся на поставку продукции из дружественных стран. По нашему мнению, худшее в сфере импорта уже позади и в ближайшее время потрясений мы не ожидаем.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний